Франшиза
представляет собой пакет прав, охватывающих права интеллектуальной
собственности на один или несколько товарных знаков, фирменных наименований,
промышленных образцов и образцов, охраняемых авторским правом, а также
технологию ноу-хау и коммерческую тайну, которыми будут пользоваться для
продажи товаров или оказания услуг пользователям.
Франшиза - совокупность прав, возмездно передаваемых франчайзером своим
франчайзи в составе так называемого «франчайзингового пакета».
Франчайзи
лицо, самостоятельный предприниматель или компания, приобретающая у крупной
фирмы на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на
ведение коммерческой деятельности с использованием ее торгового знака и
технологий.
Франчайзинг бизнес-формата
франчайзор лицензирует франчайзи на ведение бизнеса под своим именем и
обеспечивает полную основу для деятельности франчайзи.
Франчайзинговый договор (Договор
коммерческой концессии)
договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне
(пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный
срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую
информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору
коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица,
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Франчайзинг продукта и имени (Product and
Name Franchising)
франчайзор лицензирует франчайзи на ведение бизнеса с использованием его имени.
Франчайзи/лицензиат при этом обладает меньшими правами, чем во франчайзинге
бизнес-формата. Франчайзинг продукта и имени может варьироваться от простого
вывешивания фирменного знака над предприятием до полного бизнес пакета.
Мастер-франчайзи
частное лицо или корпорация, купившие права на разработку большой территории
путем продаж франшиз в ней. Франчайзинговая плата выплачивается франчайзору за
права на разработку территории, и при этом часто мастер-франчайзи должен
выплачивать франчайзору роялти или следовать соглашению о поставках. Фактически
мастер-франчайзи является франчайзором на этой территории, так как он напрямую
заключает договоры с франчайзи и получает их первоначальные взносы и сервисные
выплаты. Однако, он должен обеспечить обучение, маркетинг, поддержку на месте и
все остальные услуги в таком же объеме и качестве, как и франчайзор. В подобных
соглашениях обычно существует пункт по развитию. Если мастер-франчайзи не
выполняет этих требований, франчайзор может расторгнуть договор.
Франчайзинг
система продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая
основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и
финансово независимыми сторонами — Франчайзером и Франчайзи. При этом
Франчайзер передает Франчайзи право и налагает обязательства вести бизнес в
соответствии с концепцией Франчайзера. Эти права влекут за собой и обязывают
Франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение,
использовать торговую марку и/или товарный знак Франчайзера, его ноу-хау,
методы ведения бизнеса и технологию, процедуры и другие права на
производственную и/или интеллектуальную собственность при продолжительной
поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны
Франчайзера в рамках и в период действия специально заключенного обеими
сторонами для этой цели франчайзингового договора. Суть франчайзинга можно
кратко сформулировать следующим образом: в обмен на преимущества уже на деле
проверенной концепции и методики ведения бизнеса с относительно известной и
уважаемой торговой маркой Франчайзи делится с Франчайзором частью своей прибыли
и частью своей независимости.
Франчайзор
это компания, которая передает лицензию или передает в право пользования свой
товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает
успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого
питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение
бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый "брэнд”).
После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и
успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать
предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.
Паушальный взнос
единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо
зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя
из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на
основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора
связанных с продажей франшизы.
Роялти (Royalty)
вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок,
определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права
использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются
франчайзи франчайзору ежемесячно.
|