В 1989 г. в США возникла Национальная Ассоциация прямого фермерского маркетинга, к ней
присоединились и сельские производители Канады. Члены Ассоциации организуют ознакомительные
туры по фермам для обмена опытом, выпускают ежемесячник, организуют занятия для фермеров и
проводят конференции, на которых происходит живой обмен идеями, необходимый как воздух, и в
Северной Америке, где, как и в России, крестьянину приходится полагаться только на себя, на
свой ум и смекалку. Рынок в США и Канаде открыт для всего мира, и фермерам, как и везде,
приходится бороться за свое место на нем, постоянно конкурируя с импортным продовольствием,
которое зачастую дешевле местного.
До чего же интересным оказался опыт фермеров, которым они поделились на очередной
конференции Ассоциации, проходившей в Канаде, в провинции Британская Колумбия. Например,
один из них (Джози Камерон) построил рядом с прилавком кухню и оборудовал небольшое кафе
для того, чтобы покупатели, приезжающие за овощами и фруктами, могли не только выпить чашку
кофе с домашним пирогом, испеченным прямо у них на глазах, но и отведать вкусного домашнего
хлеба с тарелкой овощного супа, а также разных плюшек, булочек и ватрушек, которые приезжие
с удовольствием брали с собой в город, помимо овощей, фруктов и банок с вареньем. Другой
докладчик на конференции (Брайан Минтер) устроил "показательный" сад: городских жителей
тянет к простой жизни, почему бы им не организовать пикник на ферме, чтобы дети узнали,
откуда берется молоко, как растут яблоки, томаты, а взрослые могли бы отдохнуть на свежем
воздухе, поучаствовать на экскурсии по садам, попробовать плоды прямо с дерева.
Есть вещи очень простые и очевидные, например, нужно понять, кто твой покупатель,
где он живет, как он доберется до фермы или прилавка. Поэтому, очень важно место на рынке,
расположение фермы или магазина; огромное значение имеет внешний вид фермы (запущенные
грязные строения оттолкнут самого непритязательного покупателя) и качество продукции.
Нельзя обойтись без вывески на магазине, около дороги, над прилавком, причем вывески
должны быть характерными, легко узнаваемыми, броскими. Цены на продукты и другие товары,
купленные на ферме, должны быть хоть немного ниже, чем в магазинах. И о рекламе: она
должна появляться там, где ее увидят нужные люди - местная газета куда важней центральной,
а рекламный щит у дороги и вывеска на доме работают иной раз лучше, чем объявление в
газете; а как полезна информация, передаваемая из уст в уста! У горожан мало свободного
времени на развлечения и отдых, поэтому выезд на ферму должен стать не просто поездкой за
покупками, а приятным воспоминанием. В "показательном" саду Минтера тихо играет музыка,
среди цветов стоят кресла, можно выпить чашку чая, не торопясь, обойти и осмотреть весь
товар, а для детей есть комната с игрушками, где за ними присмотрят, пока взрослые
занимаются своими делами.
"Садовод и фермер", 1998, N 3, с.4-5 П3074
|